11 августа исполняется 95 лет со дня рождения Александра Александровича Юрлова, имя которого почти полвека с гордостью носит Государственная академическая хоровая капелла России. Выдающийся хормейстер, неутомимый подвижник отечественной хоровой культуры, за несколько лет Юрлов поднял на высочайший уровень и саму Республиканскую русскую хоровую капеллу (такое имя носил тогда коллектив) и всю сферу советского хорового исполнительства, открывшую благодаря этому мастеру новые творческие ресурсы, новые географические и жанровые горизонты. Его короткий жизненный век (всего 45 лет) стал целой эпохой в советском хоровом искусстве, открыл массовому слушателю – не только в концертных залах, но и на заводах, фабриках, в совхозах – силу, мощь и красоту хорового пения, отзывчивость русского хора на события современности и его преемственность прошлому.
Детство Александра Юрлова прошло в Ленинграде, где он учился в Детской хоровой школе при Ленинградской академической капелле. В конце Великой Отечественной войны Александр Васильевич Свешников перевез истощенного блокадой мальчика в Москву, определив в хоровое училище. По окончании училища Юрлов поступил в класс Свешникова на дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории. Уже в начале 1950-х Юрлов, как ассистент Свешникова и хормейстер Академического хора русской песни, обратил на себя внимание незаурядным дарованием. Его феноменальный талант, выдающиеся организаторские способности ярко раскрылись в период руководства Республиканской русской хоровой капеллой, которую он возглавлял с 1958 по 1973 год. Юрлову удалось сплотить вокруг себя единомышленников, реализовать самые дерзкие проекты. Он проводил музыкальные смотры, фестивали, вспахивая хоровую целину по всей стране; с 1971-го возглавлял Всероссийское хоровое общество.
Вспоминая о достижениях этого периода Геннадий Александрович Дмитряк, ученик Александра Юрлова и сегодняшний руководитель Капеллы России имени А.А. Юрлова и Госхора имени А.В. Свешникова, отмечает, что достигалось это «за счет феноменальной интенсивности концертной жизни. Юрлов ежегодно готовил множество новых концертных программ, проводил десяток премьер. Поэтому с ним стали сотрудничать многие известные композиторы: Георгий Свиридов, написавший ряд сочинений специально для капеллы, Владимир Рубин, Ширвани Чалаев. Также в советское время Юрлов первым начал исполнять русскую духовную музыку — Бортнянского, Березовского, других авторов. Он был первопроходцем, снявшим с этой музыки негласный запрет. Концертные программы капеллы, включавшие эти сочинения, пользовались невероятным успехом. Наконец, нужно сказать и об интересе Юрлова к масштабным хоровым полотнам, в первую очередь русских композиторов. Русское прямодушие, эпический размах чувствовались в его интерпретациях. Проявлялись они и в звучании хора — широких мелодических фразах, насыщенных экспрессией. В этом человеке удивительно сочетались вселенская глобальность и внутренняя тонкость, хрупкость. Вспоминая Юрлова сегодня, мы, как никогда, ощущаем, сколь важны хоровые традиции России для сохранения и развития отечественной культуры».
«Александр Юрлов, – отмечал также композитор Владимир Рубин, – выделялся стихийным природным дарованием, огромным темпераментом, неподдельной естественной любовью к музыке. Имя его в русской культуре уже встало на ту золотую полку, на которую время отбирает только самое значительное».